Экология: миф и реальность

Значение экологии неизмеримо выросло во второй половине двадцатого века, так как произошло фоновое загрязнение природы промышленными выбросами, отходами и продуктами агрохимии. Вследствие неблагоприятного воздействия на окружающую среду в значительной мере уменьшилось видовое разнообразие как флоры, так и фауны. Безвозвратно исчезают хрупкие индивидуумы животных и растений, многие из них занесены в Красную книгу, так как в природе резко уменьшилось их количество.


Проблемы озера Байкал

И вот на Байкал прибыли во­семь чужеземных экспертов. Эк­сперты горячо принялись за ра­боту. Трудились гости с февраля

они "установили", что 56 про­центов целлюлозы, выпускаемой комбинатом, экспортируется и имеет высокий спрос за рубежом. Потеря этого рынка весьма не­желательна, так как гарантиру­ет высокий уровень дохода. Но это и без их усилий было извес­тно, а куда и кому идут эти до­ходы, эксперты, разумеется, уточнять не стали. Ознакомив­шись с существующими до­вольно примитивными вари- _ актами перепрофилирования 4П?йй5» комбината на выпуск мебели, каркасных дачных домиков, деревообра­ботку, развитие туризма, специалисты ЮНИДО отметили, что ни один из этих вариантов не способен в полной мере обеспечить занятость населения города. И даже такой интересный проект, как роз­лив в бутылки байкальской воды в каче­стве столовой, позволит создать не более 200 — 300 рабочих мест. По их мнению, на комбинате же работает около 4 тысяч человек.

В качестве альтернативы был рассмот­рен так называемый вариант рокировки: перенос мощностей Байкальского комби­ната на Селенгннский ЦБК, расположен­ный в соседней Бурятии на расстоянии 220 км и производящий в настоящее время 165 тысяч тонн целлюлозы, с целью Увеличить его мощности до 297.2 тысячи тонн. Однако и это предложение группа ЮНИДО "глубокомысленно" посчитала "нежелательным". Но ведь очевидно, что -'"от вариант просто-напросто надуман­ный. Он не только "нежелателен", а совершенно недопустим, поскольку вредные стоки будут поступать в Байкал не с БЦБК. а из Соленгпнска, откуда их и те­перь поступает не мало, по самой боль­шой реке, попадающей в озеро Селенгер.

Эксперты из ЮНИДО рекомендовали двухэтапную программу модернизации производства целлюлозы. На первом эта-1 пе БЦБК рекомендовано перейти к сухой окорке, углубленной варке, кислородной делигнификации и бесхлорной отбелке (без применения молекулярного хлора). Говоря простым языком, комбинат дол­жен постепенно отказаться от использо­вания хлора — одного из основных заг­рязнителей. Второй этап включает установ­ку оборудования озонной отбелки без ка­кого-либо использования .хлора. На сегод­ня это самая передовая технология в мире.

Были ссылки у экспертов и на то, что в западных странах и США уже проводится замена хлорной технологии кислородной. Правда, то, что новая технология была разработана именно в России, хотя на

прак­тике, как часто бывает, она была приме­нена зарубежом, эксперты внимания не акцентировали.

Заезжие знатоки в сентябре 1995 года провели расширенную конференцию и ре­комендовали правительству РФ незамед­лительно одобрить пятилетний план мо­дернизации комбината. "Добиться одоб­рения необходимо, иначе это будет оче­редным клочком бумаги", — резюмиро­вал руководитель группы экспертов Р. Люкен.

Присутствовавший на конференции специальный корреспондент "Российской газеты" А. Владыкин в своей статье затем отметил весьма лестное для господина В. Глазырина. хотя и экстравагантное, выс­тупление члена экспертной группы канад­ца Мака Каббина. который заявил бук­вально следующее: "Стоки комбината яв­ляются одними из самых чистых в мире". А чтобы никто не усомнился в справед­ливости и истинности его оценки. Маккаббин на глазах всех присутствовавших при этом шоу выпил стакан волы, почер­пнутой из бассейна очистного сооруже­ния. И чего только не сделает эксперт за щедрое вознаграждение!

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Интересное по теме

Берегозащитные сооружения их значения, и модернизация в пределах г.Сочи
В настоящее время, побережье Черного моря в пределах города Сочи интенсивно осваивается. В результате этого усиливаются антропогенные нагрузки на прибрежную зону моря. Это приводит к нарушениям сложившегося динамического равновесия между, ...

Экологические проблемы развития автомобильного транспорта
Транспортно-дорожный комплекс является мощным источником загрязнения природной среды. Из 35 млн.т вредных выбросов 89% приходится на выбросы автомобильного транспорта и предприятий дорожно-строительного комплекса. Существенна роль транспор ...