Экология: миф и реальность

Значение экологии неизмеримо выросло во второй половине двадцатого века, так как произошло фоновое загрязнение природы промышленными выбросами, отходами и продуктами агрохимии. Вследствие неблагоприятного воздействия на окружающую среду в значительной мере уменьшилось видовое разнообразие как флоры, так и фауны. Безвозвратно исчезают хрупкие индивидуумы животных и растений, многие из них занесены в Красную книгу, так как в природе резко уменьшилось их количество.


Уголовно правовая охрана фауны России

Российская Федерация является крупнейшим государством Земли, занимающим площадь 17075 тыс. кв. км (11,4% суши планеты), она омывается 23 морями. На территории страны имеется более 120000 рек и около 2000000 пресных и соленых озёр, площадь болот достигает почти 1,8 млн. кв. км.

На территории России существуют разнообразные виды животных – 320 видов млекопитающих, около 730 видов птиц, 75 видов рептилий, около 30 видов амфибий, почти 400 видов прибрежных морских рыб и 269 видов рыб пресных вод (по данным Института проблем экологии и эволюции РАН).

Ресурсы животного мира всегда играли существенную роль в жизни народов России. Пользование ресурсами животного мира составляет основу жизни для многих народов, населяющих Российскую Федерацию. Особенно большое значение они имеют для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Охота и рыболовство являются традиционными видами деятельности для населения России. Ресурсы животного мира создают в значительной мере основу ее экономики и обеспечивают продовольственную безопасность страны. Даже самые страшные потрясения для России – легкая качка в море, пока её несметные природные ресурсы обещают сносное питание народам и свет в домах. Возможно, так всё и продолжалось бы достаточно долго, но биоресурсы России взывают о помощи. Нуждается в правовой охране и животный мир Российской Федерации.

На Всероссийском совещании по проблемам борьбы с экологическими правонарушениями, проходившем в мае 1996 года в городе Москве, экологические правонарушения определялись как высокая общественная опасность, а также подчеркивалось, что они становятся угрозой национальной безопасности России.

Анализ надзорной и правоприменительной практики, ежегодно проводимый отделом правовых проблем экологии и прокурорского надзора НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, свидетельствует о том, что состояние законности в сфере экологии в целом и в области использования и охраны животного мира и среды его обитания, в частности, на протяжении последних лет остается неудовлетворительным. Количество экологических правонарушений в этой сфере из года в год увеличивается, что видно из статистических данных Генеральной прокуратуры РФ. Так, количество выявленных нарушений законодательства об охране животного мира за последние 7 лет возросло более чем в 5,5 раз.

Всё больше регистрируется преступлений, связанных с нарушениями порядка использования и охраны животного мира. По статьям УК РСФСР 163 (Незаконное занятие рыбными и другими водными добывающими промыслами), 164 (Незаконный промысел котиков и бобров) и 167 (Незаконная охота) действовавшего до 1997гг. УК РСФСР было зарегистрировано в 1994г. – 3285, в 1995г. – 4634, в 1996г. – 5430 таких преступлений. С введением нового Уголовного кодекса Российской Федерации по статьям 256 (Незаконная добыча водных животных и растений), 257 (Нарушение правил охраны рыбных запасов) и 258 (Незаконная охота) по совокупности было зарегистрировано в 1997г. – 4105, в 1998г. – 5458, в 1999г. – 6464, в 2000г. – 7062 преступления.[1] Квалифицированные по названным статьям преступления составляют 50-60% от общего числа зарегистрированных преступлений.

В настоящее время большинству видов животных не грозит полное исчезновение. Однако число редких животных, находящихся под угрозой исчезновения, постоянно возрастает. Численность популяции большинства видов промысловых птиц остается стабильной. Но по всем видам диких копытных животных наблюдается сокращение поголовья, что объясняется общим ухудшением социально-экономической обстановки в России и связанным с этим ростом браконьерства.

В ходе оценки результативности прокурорского надзора за исполнением природоохранительного законодательства в целом и законодательства об охране животного мира, в частности, проводился анализ соответствующих статистических данных в отдельных субъектах Федерации с учетом их хозяйственного и природно-ресурсного потенциала.

Наибольшее количество нарушений, связанных с использованием охотничьих животных, больше в субъектах Федерации, расположенных в Восточно-Сибирском регионе. В Западной Сибири – в Омской, Томской и Новосибирской областях – за последние пять лет в среднем было выявлено нарушений законодательства о животном мире меньше – 10% от общего числа экологических правонарушений.

В Восточной Сибири число выявленных нарушений законов о животном мире от общего количества экологических нарушений составляет в среднем 20%. По процентному соотношению зарегистрированных преступлений по ст. 258 УК РФ лидирует Республика Саха (Якутия), на территории которой в 1997 и в 1998гг. было зарегистрировано свыше 50% от общего числа экологических преступлений, в 1999 году это число снизилось до 33%, а 0в 2000г. достигло 70%[2].

Отмечаются случаи, когда к административной ответственности привлекаются лица, в действиях которых имеется состав преступления. Так, в одном из районов Республики Коми начальником районного отдела внутренних дел был направлен протокол об административном правонарушении без проверки в порядке ст. 109 УПК РСФСР в отношении лица, приехавшего в охотугодья на автомобиле с оружием. Деяние было квалифицировано по ст. 85 КоАП РСФСР, в то время как усматривались признаки состава преступления, предусмотренного п. «б» ст. 258 УК РФ.

Согласно официальной статистике, отмечается снижение уловов рыбы во всех внутренних водоемах Российской Федерации. Запасы ценных видов рыб тоже сокращаются из-за браконьерства, высокой интенсивности промысла. Снижение рыбных запасов вызвано не только незаконным выловом рыбы отдельными лицами, но также чрезмерным промысловым использованием рыбохозяйственных водоемов.

Прокурорские проверки исполнения законодательства об охране и использовании водных биоресурсов, проводившиеся в Государственном Комитете РФ по рыболовству и в его бассейновых управлениях, в областных и районных рыбинспекциях, выявили многочисленные нарушения, самыми распространенными из которых являются:

- просроченность лицензий на право промыслового лова;

- промысел в запретные периоды лова и в запрещенных для лова местах;

- применение орудий и способов лова, запрещенных правилами рыболовства;

- непринятие мер к взысканию ущерба, причиненного рыбным запасам.

В основных районах рыболовства приобрела угрожающие размеры противоправная деятельность по промыслу, переработке и сбыту рыбы и других морских продуктов. В Азово-Черноморском бассейне рыболовство осуществляется на территории Ростовской области и Краснодарского края. В этих субъектах Федерации количество преступлений по ст. 256 УК РФ (Незаконная добыча водных животных и растений) составляет стабильно свыше 80% ежегодно для Ростовской области и 65-75% - для Краснодарского края.

В Каспийском регионе промышленное рыболовство осуществляется на территории Астраханской области, Республиках Дагестан и Калмыкия. Количество преступлений по ст. 256 УК РФ в Астраханской области составляет до 99%, в Республике Дагестан – до 50% всех регистрируемых экологических преступлений.

По данным Каспийского и Азовского НИИ рыбного хозяйства, размеры браконьерного промысла ценных видов рыб превышают общие допустимые уловы более чем в 11 – 30 раз.

Огромный ущерб нашему государству наносит незаконный вылов и вывоз из дальневосточных районов морских биоресурвов, который, по экспертным оценкам, составляет до 2,5 млрд. долл. в год.

Следует отметить, что штрафные санкции несоизмеримы с размером ущерба, нанесенного биоресурсам страны. Например, в январе 2000г. привлечены к административной ответственности директор одного из ООО и капитан рыболовного судна, организовавшие незаконный промысел крабов. Хотя в их действиях содержался состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 256 УК РФ, уголовное дело своевременно возбуждено не было. Материалы по данному факту поступили в Приморскую природоохранную прокуратуру из Управления по борьбе с экологическими преступлениями при УВД края только в августе того же года. В возбуждении уголовного дела было отказано в связи с применением акта амнистии.

Судами общей юрисдикции Северо-Западного и Дальневосточного регионов в 1999г. и в первом полугодии 2000г. по ст. 256 УК РФ рассмотрено 178 уголовных дел, по которым осуждены 202 лица. Статистические данные взяты из Бюллетеня «Использование и охрана природных ресурсов России»[3].

Одним из условий, способствующих нарушениям природоохранного законодательства, является недостаточно эффективная деятельность органов государственного экологического контроля.

Прокуратурой в 1999 – 2000гг. проверена законность деятельности органов Госкомэкологии России, Министерства природных ресурсов РФ, Департамента по охране и использованию охотничьих ресурсов РФ. Только за этот период выявлено 6560 нарушений закона[4].

Экологические преступления за небольшим исключением являются сложными актами человеческой деятельности, урегулированной правом в разной степени. Экологические преступления в большей степени, чем иные, зависят от усмотрения законодателя, от уровня развития правовой культуры и юридической техники.

Большинство диспозиций норм, устанавливающих ответственность за экологические преступления – бланкетные, что означает необходимость обращения к обширному, сложному по структуре и используемой специальной терминологии, некодифицированному и не до конца сформировавшемуся экологическому законодательству, которое сейчас интенсивно развивается по различным направлениям.

Цель дипломной работы – анализ действующего законодательства в области уголовно-правовой охраны фауны России и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления для выработки рекомендаций по более эффективной уголовно-правовой охране животного мира.

Базой для освещения данных вопросов являются нормативно-правовые акты различной юридической силы (УК РФ, Федеральные Законы, Указы Президента России, Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления), литература и материалы периодических изданий по проблемам, исследуемым в дипломной работе.

Методологическую основу работы составляют общенаучные методы: системного анализа и обобщения норм права, научных материалов; частно научные методы: сравнительного правоведения, логические и др.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников литературы.

    Интересное по теме

    Экологические проблемы развития автомобильного транспорта
    Транспортно-дорожный комплекс является мощным источником загрязнения природной среды. Из 35 млн.т вредных выбросов 89% приходится на выбросы автомобильного транспорта и предприятий дорожно-строительного комплекса. Существенна роль транспор ...

    Воздействие целлюлозно-бумажной промышленности на окружающую среду. Природосберегающие технологии
    Целлюлозно-бумажная промышленность относится к ведущим отраслям народного хозяйства, так как Россия располагает огромными лесосырьевыми ресурсами. Кроме того велика потребность в продукции этой отрасли, как в России, так и за рубежом, и эт ...