где h — общее удельное загрязнение; hr — «рациональное» удельное загрязнение; hs — «структурное» удельное загрязнение.
В качестве примера для структуризации общего объема загрязнений в формуле (1) можно привести автомобильный транспорт. Производимые в России автомобили обладают плохими экологическими характеристиками, сильно загрязняя воздух из-за отказа от установки достаточно дорогих очистных фильтров, устаревшей конструкции машин, применения неэкологичного бензина. Многих этих недостатков лишены автомобили, производимые в автомобильных компаниях развитых стран. Тем самым общее загрязнение воздуха в российских городах (zq в формуле (1)) можно представить как сумму «рационального загрязнения» (Zr) (в том случае, если бы использовались автомобили современного технологического уровня) и избыточного «структурного загрязнения» (Zs), порождаемого «грязными» автомобилями. Очевидно, что переход к жестким экологическим стандартам в автомобилестроении, использование высокооктанового бензина позволило бы сократить транспортное загрязнение в городах страны в несколько раз.
Примером показателей удельного загрязнения могут быть выбросы загрязняющих веществ при сжигании угля для производства электроэнергии. В настоящее время использование здесь прогрессивных технологий недостаточно, что приводит к значительным «структурным» загрязнениям и огромному ущербу окружающей среде. Так, степень очистки выбросов окислов серы на российских угольных станциях составляет всего 10%, тогда как, например, в Германии — 85%. В результате в России удельный показатель загрязнения по этому веществу существенно выше: выбросы окислов азота составляют 700-1000 мг/м, тогда как в Германии — 400 мг/м3. Интерпретируя эти показатели для формул (1) и (2), можно сказать, что в структуре удельного загрязнения окислами серы в России менее половины приходится на «рациональное» загрязнение и более половины — на «структурное».
К выбросам, формирующимся внутри страны, нужно добавить выбросы, получаемые Россией за счет трансграничного переноса. В 1979 г. принята Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха, где, в частности, были предусмотрены меры по борьбе с выбросами соединений серы, оксидов азота и летучих органических соединений, обусловливающих образование кислотных дождей. Положения этой Конвенции в части достижения конкретных показателей в принципе выполняются (в частности, Россия снизила выбросы серы относительно 1980 г., более чем на 50% — это больше, чем требуется по соглашению к 2010 г.), однако объемы трансграничного загрязнения для нашей страны еще достаточно велики.
Таблица 3. Балансы выпадения соединений серы на Европейскую территорию России от других стран и от Европейской территории России на другие страны
| Страна-источник | Выпадения | Соотношения объемов выпадения (на РФ от РФ, раз) | ||
| на РФ | от РФ (тыс. т) | |||
| (тыс. т) | (%) | |||
| Россия | 1302 | 52 | 1302 | 1 | 
| Украина | 395 | 16 | 37 | 11 | 
| Германия | 129 | 5 | 0 | >100 | 
| Польша | 128 | 5 | 5 | 26 | 
| Беларусь | 87 | 3,5 | 14 | 6 | 
| Всего от трансграничного переноса | 1202 | 48 | ||
Воздействие целлюлозно-бумажной промышленности на окружающую среду. Природосберегающие технологии
	
Целлюлозно-бумажная промышленность относится к
ведущим отраслям народного хозяйства, так как Россия располагает огромными
лесосырьевыми ресурсами. Кроме того велика потребность в продукции этой отрасли,
как в России, так и за рубежом, и эт ...
	
Охрана природы
	
     Охрана природы -
важнейшая задача человечества. Современные масштабы
     воздействия человека на
природную среду, соизмеримость масштабов
     хозяйственной
деятельности человека с потенциальной способностью
     современных ...