Экология: миф и реальность

Значение экологии неизмеримо выросло во второй половине двадцатого века, так как произошло фоновое загрязнение природы промышленными выбросами, отходами и продуктами агрохимии. Вследствие неблагоприятного воздействия на окружающую среду в значительной мере уменьшилось видовое разнообразие как флоры, так и фауны. Безвозвратно исчезают хрупкие индивидуумы животных и растений, многие из них занесены в Красную книгу, так как в природе резко уменьшилось их количество.


Практика решения экологических проблем

Принцип 10.

Вопросы защиты окружающей среды решаются успешнее всего при участии в этом процессе всех заинтересованных граждан. На общенациональном уровне каждый гражданин должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды и которой располагают государственные органы, включая информацию об опасных материалах и связанных с риском и опасностью работах в районе их проживания. Они должны также иметь возможность участвовать в процессе принятия решений. Государства должны информировать и способствовать большей информированности общественности, а также способствовать ее участию в решении этих вопросов, обеспечив широкий доступ к информации. Должен быть обеспечен эффективный доступ к юридическим и административным механизмам, включая возмещение ущерба и возможность судебной защиты.

Принцип 11.

Государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать ситуацию в области охраны окружающей среды и развития, в которой они будут реализовываться. Нормы, вводимые некоторыми странами, могут оказаться неподходящими или неприемлемыми с экономической и социальной точек зрения для других стран, в частности для развивающихся.

Принцип 12.

Государства должны сотрудничать с целью развития, эффективной и открытой международной экономической системы, которая обеспечила бы экономическое и устойчивое разви­тие во всех странах и более эффективное решение проблем, вызванных загрязнением окружающей среды. Меры торговой политики, связанной с достижением целей по охране окружающей среды, не должны вести к произвольной или необоснованной дискримина­ции, равно как и к скрытым ограничениям международной торговли. Следует избегать односторонних шагов при решении экологических проблем за пределами юрисдикции страны-импортера. Меры по охране окружающей среды, направленные на решение региональных или глобальных экологических проблем, должны насколько это возможно приниматься на основе международного консенсуса.

Принцип 13.

Государства должны разработать национально законодательство, касающееся ответственности и компенсации тем, кто пострадал от загрязнения окружающей среды и другого экологического ущерба. Государства должны также оперативно и более настойчиво сотрудничать в том, что касается дальнейшей разработки международного права в области ответственности и компенсации за урон окружающей среде, вызванный действиями на территории, находящейся под их юрисдикцией или контролем которые привели к ущербу за пределами этой территории.

Принцип 14.

Государства должны эффективно сотрудничать в том, что касается недопущения действий, связанных с переводом на территорию других государств любых видов деятельности, равно как и с перевозкой любых материалов, которые могут нане­сти серьезный ущерб окружающей среде или способны нанести вред здоровью людей.

Принцип 15.

С целью защиты окружающей среды государства в соответствии с имеющимися у них возможностями должны при­нимать широкие меры предосторожности. В случаях существова­ния опасности серьезного или непоправимого ущерба недостаток полной научной информации не должен служить причиной для отсрочки эффективных с точки зрения издержек мер по предотвра­щению загрязнения окружающей среды.

Принцип 16.

Национальные власти должны прикладывать уси­лия к тому, чтобы добиваться интернационализации затрат на ох­рану окружающей среды, и использовать экономические инстру­менты, исходя из того, что сторона, действия которой привели к загрязнению окружающей среды, обязана в принципе возмещать расходы, связанные с нанесенным ущербом. При этом следует учи­тывать интересы общества и не причинять вреда международной торговле и капиталовложениям.

Принцип 17.

Одним из инструментов национальной политики должна быть оценка возможных последствий для состояния ок­ружающей среды в результате действий, которые могут оказать на нее существенное приниматься компетентными национальными ор­ганами.

Принцип

18

. Государства должны немедленно извещать другие государства о любых природных катастрофах и иных чрезвычай­ных ситуациях, которые могут привести к неожиданным отрица­тельным последствиям для окружающей среды этих государств.

Международное сообщество должно предпринимать всевозможное для того, чтобы оказать таким государствам помощь.

Принцип 19.

Государства обязаны заранее и вовремя предостав­лять тем государствам, которых это может непосредственно касать­ся, информацию о действиях, способных привести к серьезному отрицательному воздействию на окружающую среду за границей, и должны консультироваться с другими государствами на ранней стадии, ничего не скрывая.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Интересное по теме

Очистка сточных вод от ионов аммония методом окисления
Вода – одно из самых важных веществ для всех живых организмов на земле, в том числе и человека. Чистая пресная вода необходима человеку в быту, она широко используется на всех промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, а также ...

Транспорт и окружающая среда
Наибольшее загрязнение атмосферного воздуха поступают от энергетических установок, работающих на углеводородном топливе (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, уголь, природный газ и другие). Количество загрязнения определяется состав ...