Экология: миф и реальность

Значение экологии неизмеримо выросло во второй половине двадцатого века, так как произошло фоновое загрязнение природы промышленными выбросами, отходами и продуктами агрохимии. Вследствие неблагоприятного воздействия на окружающую среду в значительной мере уменьшилось видовое разнообразие как флоры, так и фауны. Безвозвратно исчезают хрупкие индивидуумы животных и растений, многие из них занесены в Красную книгу, так как в природе резко уменьшилось их количество.


Экологические конфликты.

Конечно же, выпадение радиоактивных осадков не прошло бесследно. В северной Швеции, например, после катастрофы в Чернобыле отмечалось многократное (в 10-15 раз) увеличение радиоактивности мяса некоторых животных. В связи с этим осенью 1986 г. в ряде охотничьих хозяйств была запрещена охота на лосей.

Поводом для международных конфликтов служат также загрязнения воды в реках, озерах, морях и прибрежных районах океанов, находящихся на территории одних государств и вызываемых действиями других. Особый размах в настоящее время приобрели споры из-за загрязнения морских вод. В последние десятилетия в связи с увеличением морских перевозок нефти участились аварии танкеров, вследствие которых на большой площади разливается нефть, что вызывает гибель рыбы и птиц. Мигрируя, нефтяные пятна достигают побережий, загрязняют их и разрушают прибрежно-морские экосистемы. Площадь загрязнений акваторий колеблется от десятков до тысяч километров. Протяженность морских побережий, пораженных выброшенной морем нефтью или её производными, иногда достигает и даже сотен километров. В марте 1978 г. потерпел аварию американский супертанкер «Амоко-Кадис», который натолкнулся на рифы у берегов Бретани (Франция). Из расколовшихся танков в море вылилось 200 тыс. т нефти. Вода оказалась покрытой нефтяной пленкой на площади около 2 тыс. км2. Зона загрязнений воды вытянулась вдоль побережья на расстояние свыше 130 км при ширине до 25 км.

Во время аварии греческого судна «Андрос-Патриа» в январе 1979 г. у берегов Испании было загрязнено около 150 км морских побережий. Такие катастрофы с выбросами нефти стали ежегодными.

Международные споры возникают и из-за загрязнения морей вследствие аварий на морских нефтепромыслах. Крупнейшая из них случилась в апреле 1977 г. в Северном море. Нефть прорвалась на американской эксплуатационной платформе «Браво», расположенной в зоне норвежского месторождения нефти и газа «Экофиск». Густой слой нефти бурого цвета разлился на площади в 700 км2. Его окружила более тонкая нефтяная пленка. Пятна загрязнения мигрировали, возникла опасность загрязнения побережий трех стран – Дании, Норвегии и Швеции. Сложившаяся опасная экологическая ситуация обсуждалась на правительственном уровне во всех трех скандинавских государствах. Огромное пятно загрязнения, к счастью, не достигло берегов указанных стран и не поразило районы мелководий - зону рыбных промыслов.

Международные осложнения нередко возникают из-за загрязнений вод суши – озер и рек. Многие государства, сбрасывающие промышленные стоки в воду, загрязняют не только собственные, но и водоемы своих соседей. В 1975 г. возник спор между Францией и Швейцарией по поводу «национального» происхождения пятна мазута площадью 100´500 м2, которое было обнаружено в Женевском озере. Установить, кто был виновником загрязнения озера – французский танкер или швейцарское судно, так и не удалось.

Бесконечные споры возникают по поводу загрязнения речных вод. Речные артерии не только соединяют соседние страны, но и нередко, являясь приемником сточных вод, разъединяют их. По данным международного журнала «Эмбио», в реки северной Греции из соседних стран Югославии и Болгарии постоянно поступают стоки, обогащенные тяжелыми металлами.

В октябре 1986 г. на складе химических веществ швейцарской компании «Сандос», расположенном вблизи Базеля, вспыхнул пожар. В результате аварии в Рейн попало около 30 т токсичных веществ, в том числе 200 кг ртути. Так произошла крупнейшая в Европе экологическая катастрофа. Рейн – международная речная артерия: помимо Швейцарии (ниже по течению от места катастрофы) он пересекает Францию, Западную Германию и Голландию. За несколько дней отравленная вода оказалась за 700 км от складов, на землях Голландии. В Рейне погибло не только много рыбы, угрей, отравленной оказалась вся его экосистема. На некоторое время в ряде населенных пунктов, в том числе в городах Западной Германии и Голландии, пришлось отключить водопроводы. В Цюрихе было созвано срочное совещание министров по охране среды прирейнских государств. Представители Франции, Западной Германии и Голландии высказали свое недовольство швейцарскими властями, которые информировали их о катастрофе на складах и утечке токсичных веществ спустя сутки после аварии. Катастрофа произошла по вине компании «Сандос», которая обязалась компенсировать ущерб.

Перейти на страницу: 1 2 3

Интересное по теме

Природные ресурсы - как основа функционирования мировой экономики
Актуальность темы исследования. Гармоничное сотрудничество человека с природой, его разумная общественная деятельность, которая регулирует и контролирует обмен веществ между природой и обществом, стало в современную эпоху одной из актуальн ...

Разработка мероприятий по защите служащих цеха от пыли
Основной задачей производственной санитарии является изучение причин, условий и производственных факторов, отрицательно влияющих на здоровье работающих, подготовка мероприятий, направленных на предупреждение профессиональных заболеваний, о ...