Возрастая численно, вид как бы усиливает свое давление на свою среду обитания, экосистему и биосферу. В ответ среда обитания, включающая в себя уйму других видов, в ом числе пищевых объектов, конкурентов и потребителей того, о ком идет речь, отвечает увеличением встречного давления.
Биосфера как сумма всех видов на Земле много сильнее каждого в отдельности, поэтому она всегда рано или поздно стабилизирует его численность, а если требуется, то и сократит ее до приемлемого для остальных уровня. Биологи знают многое о том, как биосфера «осаживает» чрезмерно размножившийся вид. Они разделяют разделяют воздействующие факторы на две группы.
В первую объединяются первичные,
или ультимативные,
факторы среды (биологические: пища, конкуренты, паразиты, хищники, загрязнения; небиологические, но контролируемые биосферой: газовый состав атмосферы, осадки, климат и т.п.). действие ультимативных факторов – прямое и беспощадное.
Во вторую группу объединяются вторичные,
или сигнальные,факторы, косвенно указывающие виду на избыточность его численности. Если вид имеет генетические программы слежения за изменением сигнальных факторов, заблаговременно сообщающих, например, о возросшей плотности особей или о снижении биологической емкости среды обитания, он имеет возможность заблаговременно, до удара ультимативными факторами, стабилизировать свою численность или начать ее сокращать. В то время как контроль первичными факторами неизбежен для любого вида, предупреждающим сигналом вторичных факторов могут воспользоваться только те виды, у которых естественный отбор выработал специальные механизмы реагирования на них. Эти механизмы проявляются на популяционном уровне, а на индивидуальном уровне они не действуют.
Психологическая проблема в области экологии
В условиях перехода к
рыночной экономике все больше юристов в нашей стране сталкиваются с рядом
проблем экологического характера. На протяжении многих лет в период
строительства социализма и коммунизма взаимодействие советского общества с
...
Глобальные экологические проблемы
Всякий раз, выбирая тему исследования – одну из
нескольких предложенных, – задаёшься вопросом: «А почему именно ее?..»
Глобальные экологические проблемы… Вспоминаются пресные безжизненные призывы откуда-то
из начальных классов: не ло ...