Экология: миф и реальность

Значение экологии неизмеримо выросло во второй половине двадцатого века, так как произошло фоновое загрязнение природы промышленными выбросами, отходами и продуктами агрохимии. Вследствие неблагоприятного воздействия на окружающую среду в значительной мере уменьшилось видовое разнообразие как флоры, так и фауны. Безвозвратно исчезают хрупкие индивидуумы животных и растений, многие из них занесены в Красную книгу, так как в природе резко уменьшилось их количество.


Ландшафтный дизайн

Современные города и новые кварталы старинных городов, возводимые методом типовой застройки, безлики и однообразны. Эстетика их облика, как правило, крайне бедна, а визуальная среда гомогенна и агрессивна . На психику человека она дей­ствует угнетающе. Тому есть подтверждения со стороны медицин­ской статистики. Именно в крупных современных городах фиксируется наибольшее число психических расстройств вплоть до суи­цида. Еще И. В. Гете подметил, что «в плохо устроенном городе обитатели, сами того не подозревая, пребывают в пустыне сум­рачного существования».

Ландшафтный дизайн города призван нейтрализовать это не­гативное воздействие путем эстетического обогащения, убранства визуальной городской среды. При этом главное внимание уделяет­ся открытым незастроенным пространствам: зеленым насаждени­ям, водным объектам, замощенным территориям.

Посредством дизайна создается необходимое разнообразие городского ландшафта; его структура насыщается природными эле­ментами, физиологически и эмоционально родственными челове­ку. Масштабность городского пейзажа становится более антропной, а его визуальное восприятие доступным с высоты естествен­ного человеческого роста.

Существует неразрывная связь между ландшафтным дизайном и экологическим обустройством города. Принято считать, что го­родской экологический каркас, помимо собственно средообразующих и природоохранных функций, обязан решать задачи дизай­на. Поэтому озеленение города, сохранение естественных и строи­тельство новых водоемов всегда расценивается с позиций двуединства экологии и эстетики.

Выделяются следующие основные уровни про­ектирования:

районная планировка, генеральный план, проект земельной планировки, отдельное архитектурное сооружение (объект).

На стадии районной планировки разрабатывается территори­альный план всего региона городской агломерации, включая ее ландшафтно-экологическое окружение. Нуклеарная геосистема крупного города, как правило, формирует по периферии ряд фун­кциональных зон, в том числе лесопарковый защитный пояс. Час­тичное внедрение последнего в черту города, в виде так называе­мых зеленых клиньев - характерная примета современной урба­низации.

Собственно экологический каркас города разрабатывается в рамках генерального плана. В него включаются как элементы ес­тественного ландшафта, сохранившиеся при застройке, так и спе­циально создаваемые зеленые массивы и водоемы. Необходимо обеспечить системную целостность экологического каркаса, под­ключив к нему упомянутые выше зеленые клинья лесопарков в качестве главных экологических ниш. Роль же соединяющих их эко­логических коридоров должны играть бульвары, аллеи, скверы, озелененные набережные, залесенные крутые склоны холмов, до­лин, овражно-балочной сети.

Среди задач детальной планировки важное место занимает эколого-эстетическое проектирование отдельного парка, сквера, пе­шеходной зоны, озеленение жилого района. На стадии проектиро­вания отдельных объектов разрабатывают схемы парковых соору­жений, малых архитектурных форм, игровых площадок и т.п.

Приемы ландшафтного дизайна в городах разнообразны. С од­ной стороны, они направлены на эстетическое освоение элемен­тов природного ландшафта, сохраняющихся при городском стро­ительстве, как-то: рельефа, водных объектов, естественных зеле­ных массивов. С другой — на создание искусственной эстетической среды: озеленение, мощение, строительство водоемов, малых ар­хитектурных форм и др.

В общественных центрах управленческого, историко-культур­ного, образовательного, торгового назначения все чаще в совре­менных городах производится разделение пешеходных и транспорт­ных зон.

Примером такого функционального членения могут слу­жить Старый и Новый Арбат в Москве, пешеходные улицы и площади Берлина, Варшавы, Праги, Санкт-Петербурга и многих других крупных городов. Они становятся объектом специального дизайна. Часто подбирается орнаментированный тип мощения плит­кой, брусчаткой. Замена асфальта декоративным покрытием — оче­видный признак городской территории, отданной в распоряжение человеку. Озеленение проводится в стиле аллеи, бульвара. Освеще­ние художественно оформленными светильниками и строитель­ство малых архитектурных форм также входят в программу дизай­на пешеходных зон.

Перейти на страницу: 1 2

Интересное по теме

Пыльный котёл
Пыльный котёл, Пыльная чаша (англ. Dust Bowl) — серия катастрофических пыльных бурь, происходивших в прериях США и Канады между 1930 и 1936 годами (в отдельных регионах до 1940 года). Вызвана сочетанием антропогенных (экстенсивное ведение ...

Байкал как рифтовая зона
В пределах данной работы предпринята попытка рассмотреть озеро Байкал, а точнее Байкальский регион, как район рифтовой зоны. В истории изучения как Байкальской горной системы, так и самого озера Байкал было много исследователей и ученых, к ...