Экология: миф и реальность

Значение экологии неизмеримо выросло во второй половине двадцатого века, так как произошло фоновое загрязнение природы промышленными выбросами, отходами и продуктами агрохимии. Вследствие неблагоприятного воздействия на окружающую среду в значительной мере уменьшилось видовое разнообразие как флоры, так и фауны. Безвозвратно исчезают хрупкие индивидуумы животных и растений, многие из них занесены в Красную книгу, так как в природе резко уменьшилось их количество.


Проблема шума

· Исследования и примеры

Другой серьезной проблемой, связанной с повсеместным развитием транспорта, является шум. Отмечаемое в последнее время увеличение поездок на легковых автомобилях сопровождается ростом интенсивности уличного движения, что, в свою очередь, приводит к увеличе­нию вредного шумового воздействия транспорта на человеческий организм. Воздействие шума на человека проявляется в большом диапазоне: от субъективного раздражения до объективных патологических изменений слуха. Жалобы населения на жилищно-бытовые шумы начинают появляться при превышении шума в 35 дБА, число жалоб резко возрастает при уровнях улич­ного шума выше 75 дБА. Особое значение приобретает шу­мовой фон города в ночное время, так как сон значительно нарушается при уровне шума 40 дБА, а при 50 дБА пери­од засыпания удлиняется на час.

Анализы опросов в Лондоне показали, что источники шума распределяются следующим образом:

§ уличный шум - 84%,

§ промышленный - 7%,

§ железные дороги - 4%,

§ строи­тельный шум - 4%,

§ другие источники - 1%.

Анкетное обследование внешнего шума в Вильнюсе дало следующие результаты (источники шума, доля по частоте ответов, ранг по степени воздействия):

o промышленность 5,1% 1

o ж-д транспорт 5,8% 2

o рестораны, кафе 2,2% 3

o транспорт на улице 26,9% 4 место

o транспорт во дворе 16,0% 5

o строительные работы 4,1% 6

o воздушный транспорт 10,2% 7

o пешеходное движение 6,5% 8

o игры детей 21,3% 9

o школы 1,9% 10

(6,1% населения Вильнюса на шум не жалуется)

В отдельных местах городов (улицы, перекрестки) отрицательное влияние этих факторов проявляется еще в большей степени.

На городской улице даже с малоинтенсивным движением (например, 500 авто/ч) уровень шума в зависимости от состава потока достигает 75-80 дБА (более значительный шум от тяжелых автомобилей). Даже одиночные автомобили создают почти такой шум. В то же время ком­фортными условиями считается уровень шума

30-40 дБА и ниже. В раз­ных странах установлены допустимые уровни транспортного шума 50-55 или 60-65 дБА. Многими первая норма считается нереальной, так как практически требует удаления зданий от магистралей на 150-200 м.

Плохое состояние автомобиля может повысить шум на 15-25 дБА. В США, например, владельцев автомобилей, вызывающих недопустимый шум, шт­рафуют постепенно возрастающей суммой.

Особую проблему создают мопеды, мотовелосипеды. Эти транспортные средства создают большой шум (до 70-80 дБА), но не обладают значи­тельными преимуществами в смысле сообщения в городах, где имеется развитая сеть общественного транспорта. При поездках на короткие рас­стояния они уступают в скорости сообщения велосипедам. Мопеды из-за большой скорости не могут ездить по велодорожкам. Следовательно, они должны ехать по проезжей части и поэтому опасны. Практика показывает, что моторные двухколесные транспортные средства нежелательны в цент­рах и в жилых районах городов (даже малых).

· Методы защиты от шума

В настоящее время проблема борьбы с транспортными шумами хорошо изучена. Уровни транспортного шума с точностью до 2-3 дБА могут быть определены расчетом без промеров.

Согласно, например, нормативам Германии, шум в жилых районах центрах не должен превышать 70 дБА. На практике эта граница почти всюду превы­шается.

Нормы по уровню шума регламентируются принятыми Министерством здравоохранения «Санитарными нормами допустимого шума в помещениях жилых и общественных зда­ний и на территории жилой застройки». В качестве допустимого эти нормы устанавливают такой уровень шума, действие которого в течение длительного времени не вызывает изме­нения реакций комплекса физиологических функций (нервная, сердечнососудистая, гуморальные показатели, состояние слу­ха, субъективное самочувствие).

Нормы устанавливают допустимые уровни шума для раз­личных мест и условий пребывания человека в зависимости от основных физиологических процессов, свойственных опре­деленному роду деятельности человека (приложение, таблица 6).

Перейти на страницу: 1 2 3

Интересное по теме

Оценка эффективности благоустройства г. Тюмени
В современном городе складывается специфическая и во многом неблагопри­ятная для жизнедеятельности человека экологическая обстановка. Ее отличительными особенностями являются повышенное содержание атмо­сферных загрязнений, более ре ...

Проблема возникновения жизни на земле
В нашей современной суете мы слишком заняты своими повседневными делами, но стоит вырваться куда-нибудь в лес, в горы, к реке, оглядеться и сразу в голове возникает множество вопросов: как это все появилось, какое место в природе ...