Загрязнение водных объектов происходит вследствие попадания транспортных выбросов на поверхность земли в бассейнах стока, в подземные воды и непосредственно в открытые водоемы. Вероятно, сбросы неочищенных стоков промышленных предприятий намного опаснее, но без учета дорожных воздействий на качество воды невозможно обеспечить должное качество среды обитания в целом.
Органы санитарного надзора обоснованно требуют от дорожных эксплуатационных организаций нормального содержания водоемов, находящихся в зоне непосредственного воздействия (защитной полосе) дороги. Из распространенных выбросов наибольшее беспокойство вызывает попадание в воду нефтепродуктов. Первые признаки в виде отдельных цветных пятен появляются уже при разливе 4 мл/м2 (толщина пленки - 0,004-0,005 мм). При наличии 10- 50 мл/м2 пятна приобретают серебристый отблеск, а более 80 мл/м2 - яркие цветные полосы. Сплошная тусклая пленка возникает при разливе более 0,2 л/м2, а при 0,5л/м2 - она приобретает
темный цвет.
По приведенным признакам можно ориентировочно подсчитать количество попавшей в водоем нефти, например, для определения ущерба от дорожной аварии.
Напомним, что ПДК нефти и нефтепродуктов
0,1-0,3
мг/л.
Расчетная оценка водных загрязнений
выполняется в следующих случаях.
1. Для нахождения границ полосы непосредственных воздействий - защитной полосы в водо-охранных зонах и других местах, где требуется сбор и очистка стоков.
2. Для расчета сооружений сбора и очистки стока.
3.Для определения суммарной
степени загрязнений поверхностных и грунтовых вод.
Для расчета объемов водной части стока с выделенных площадей водосбора используется общепринятая методика расчета расхода незарегулированных водотоков с 95 % обеспеченностью по данным гидрометслужбы или по указаниям СНиП 2.01.14-83. Применительно к данной задаче методика описана в Рекомендациях Гипродорнии. Существенные трудности вызывает расчет количества смываемых стоками выбросов. Специальных комплексных исследований, которые учитывали бы влияние и автомобильных и дорожных факторов, не проводилось, поэтому приходится принимать состав стоков по имеющимся справочным данным.
Для укрупненных расчетов по дорогам
высокой интенсивности движения рекомендовано принимать следующий
состав загрязнений (табл.4)
Таблица 4
|
Наименование |
Количество мг/л | |
|
в дождевых водах |
в талых водах | |
|
Взвешенные вещества |
1300 |
2700 |
|
Эфирорастворимые вещества |
60 |
65 |
|
Свинец |
0,28 |
0,30 |
|
Нефтепродукты |
24 |
26 |
Для дорог и улиц, где систематическая уборка
машинами с
пневматическими системами не производится,
Пыльный котёл
Пыльный котёл,
Пыльная чаша (англ. Dust Bowl) — серия катастрофических пыльных бурь,
происходивших в прериях США и Канады между 1930 и 1936 годами (в отдельных
регионах до 1940 года). Вызвана сочетанием антропогенных (экстенсивное ведение
...
Антропоэкология и экология города
В социальной
экологии, которая большинством исследователей рассматривается в настоящее время
как наиболее общее понятие по отношению к различным проблемам взаимодействия
общества и окружающей среды, сформировались различные
научные направ ...